В Саратове прошла мировая премьера, приуроченная к 200-летию Ивана Тургенева.

 

 

Не буду долго расписывать свое видение балета «Вешние воды», показ которого состоялся в Саратовском академическом театре оперы и балета 23 мая в рамках XXXI Собиновского фестиваля, потому что это именно тот случай, когда лучше один раз увидеть. Саратовская постановка вызвала немало разноречивых мнений, но я остановлюсь на тех моментах, ради которых на премьеру сходить все-таки стоит.

 Причина первая – исполнители главных партий. Наконец-то, худрук и хореографы, (или кто-то еще, занимающийся распределением ролей) оценили талант и неподражаемый стиль великолепной балерины Кристины Кочетовой. Когда она еще только начинала танцевать в нашем театре (2013 год), выпускница Пермского хореографического колледжа сразу же выделялась на фоне своих партнерш по сцене – легкостью, воздушностью и необыкновенно мягкими, нежными и пластичными руками. Долгое время Кристина довольствовалась в репертуаре Саратовского театра незаслуженно малым. Но в этом сезоне она стала блистать в полную силу, исполняя главные партии в «Ромео и Джульетте», «Щелкунчике», «Золушке»… При постановке нового балета с выбором солистки не ошиблись. У меня сложилось впечатление, что эту партию сможет станцевать только Кочетова – и с артистической позиции, и с хореографической. 100-процентное попадание в образ Джеммы – легкой, веселой, жизнерадостной, желанной, позитивной и вдохновляющей.

 

Столь же великолепен в роли Дмитрия Санина Алексей Михеев. Впрочем, он хорош в любой ипостаси. Сидя на спектакле, слышала диалог двух заядлых зрительниц: мол, когда Михеев танцует Ротберта в «Лебедином озере», зал аплодирует ему не меньше 10 минут! На «Вешних водах» его выход на поклон тоже собрал рекордный по мощности взрыв оваций. 

Вторая причина – костюмы. Необычные, комфортные, стильные. Одни женские шляпки с рогами (во втором действии) чего стоят! По словам художников по костюмам, все наряды выполнены в современном «подиумном» стиле, сшиты из дорогих тканей: натуральной шерсти, шелка, гипюра, кружевного полотна, хлопка, вискозы и других. Особенно впечатлили фэмили-лук (идея для семейной фотосессии!) и сверкающий вечерний наряд светской львицы Марии Полозовой.

Третья причина – моменты, пробирающие зрителей до мурашек. Для меня таким был следующий: в черные будни одинокого Санина врываются (именно врываются!) воспоминания про Джемму. Сверху падает серебристый снег, вылетает (и снова – именно вылетает) счастливая влюбленная, вокруг кружатся пары на катке… Контраст настроений передает и музыка, чем-то напоминающая диснеевские полнометражные мультфильмы-мюзиклы.

Впрочем, музыка – это еще одна причина побывать на балете. Не всякому зрителю выпадает шанс быть первым слушателем нового сочинения еще и твоего современника. Многие, кстати, вообще не подозревают, что в нашем XXI веке пишется «серьезная» музыка – симфонии, балеты, оперы. Владимиру Кобекину удалось создать совершенно новое произведение, которое сочетает в себе современные нотки, классическое строение и модерновое звучание. Кстати, продолжая разговор о музыке и ее создателях, нужно отметить, что во втором действии часть оркестра выходит на сцену и играет музыку на глазах у зрителя.

Пятая причина. Балет позволяет сравнить двух прим театра. Одинаковую партию одновременно танцуют Кристина Кочетова и прима театра Вера Шарипова, по ролям - дочь и мать. Одна из них пластичная и романтичная, другая – быстрая, как стрела, техничная и знающая себе цену. При этом обе неподражаемы и бесконечно красивы.

Есть и еще другие причины побывать на «Вешних водах», но раскрывать все «фишки» не буду. Напоследок отмечу, что сразу все «плюсы» и «минусы» новой постановки и не осознаешь. А вот потом, выйдя из театра, или на следующее утро, понимаешь, что ты все еще там, на сцене – с Джеммой, Саниным, Полозовыми; что они все еще будоражат твое зрительское сознание; что сама постановка меняет взгляды и отношение к классическим канонам балета, и в то же время впечатляет своей многогранностью. Одни словом – трогает душу, заставляя ее работать…. А не этого ли ждут зрители от любого похода в театр?!

Юлия ТРОЦЬ

You have no rights to post comments