Показ спектакля четвертого курса мастерской народной артистки России Риммы Беляковой «Прощание в июне» состоялся на Малой сцене ТЮЗа. Напомним, что это четвертая по счету дипломная работа беляковцев.

В прошлом сезоне студенты сыграли «Однажды в Лондоне» Диккенса и «Любовь и деньги» Островского. В сентябре они же представили на суд педагогов и зрителей «Дон Жуана или Любовь к геометрии» Макса Фриша. После классики беляковцы взялись за Александра Вампилова. Легкий и вместе с тем прозаичный сюжет «Прощания в июне» драматург написал на заре своей карьеры в середине 60-х годов. Сюжет пьесы Вампилову навеяла сама жизнь. Будучи студентом Иркутского университета, он написал сатирическую эпиграмму на ректора, что привело к серьезным последствиям, которые грозили автору стихов отчислением из вуза. И только вмешательство университетской общественности помогло будущему драматургу продолжить учебу. Первоначально пьеса имела несколько вариантов и названий. В одном из них сюжет разворачивался вокруг студента Колесова и музыканта Шафранского, которому студент сломал руку. 

В классической версии – это студенческая комедия с претензией на серьезную нравственную тематику, которую авторы постановки соотносят с миссией Саратовского ТЮЗа в традициях Юрия Киселева. Это тема молодого человека, вступающего в жизнь. В центре сюжета трогательная история любви подающего надежды студента-биолога Николая Колесова и дочери ректора университета Тани.

Практически сразу постановка стала хитом, как в столичных, так и в провинциальных театрах. В 2004 году режиссер Сергей Ломкин экранизировал пьесу. Главные роли в киноверсии спектакля сыграли сын Сергея Ломакина - актер и режиссер Яков Ломкин, Екатерина Климова и Юрий Соломин.

Формат Малой сцены позволил зрителям не только видеть актеров крупным планом, но и считывать их эмоции. Работая в таком режиме, артисты не имеют прав на неискренность и недоработки, поэтому ребята старались, как могли. Отношения главных героев начинаются на фоне шумной студенческой свадьбы друзей Николая и заканчиваются на студенческом выпускном вечере. В пьесе много комических моментов и интересных персонажей. Здесь есть любовный треугольник, и даже дуэль. Героям пьесы, как и актерам едва минуло 20 лет. И хотя тех и других разделяет более полувека, темы, которые интересуют молодых, остаются неизменными. Это поиск настоящей любви, выбор между честью, долгом и материальными ценностями. Не удивительно, что студентам легко и интересно играть своих ровесников. 

Главных героев в спектакле сыграли Виктория Бикетова и Салман Джумагазиев. Виктории с легкостью далась юная и вместе с тем характерная Таня, но образ Колесова даже внешне не так прост. За располагающей внешностью этого персонажа скрывается молодой человек, который не особо понимает, что происходит. Именно поэтому он не сразу принимает предложение ректора. К тому же на протяжении всей пьесы Николай ни разу не говорит о своих чувствах и не признается в них Тане. До самого финала герой Салмана Джумагазиева не выглядит отрицательным и это подтверждает сцена с разорванным дипломом.

Прекрасно вписалась в образы, нарисованные Вампиловым, шумная студенческая толпа: Букин, Фролов, Гомыра, Красавица, Комсорг и другие. Порадовала задорным блеском и жизнелюбием невеста Маша. В студенческой постановке ее сыграла дочь знаменитого саратовского силача Вячеслава Максюты. Став яблоком раздора между Букиным (Михаил Третьяков) и Фроловым (Владимир Дорогин), она со свойственной ее возрасту легкомысленностью ухитряется решать чужие проблемы и даже устраивает свидание Тани с Колесовым. Не лезет в карман за словом и выследивший Колесова милиционер. Его у беляковцев сыграл Дмитрий Возный.

Если со студенческими персонажами все понятно, то теми, кто постарше актерам пришлось потрудиться. Сыграть взрослых героев доверили Илье Кузьмину (ректор Репников), Ирине Ткаченко (супруга ректора) и Сергею Филимонову (Золотуев). Творческая карьера Ильи Кузьмина началась на сцене Вольского драматического театра, где еще ребенком он сыграл роль в спектакле «Оливер» свого нынешнего педагога Олега Загуменнова. В «Прощании в июне» Илья смог передать эмоции разгневанного ректора и родителя и то и дело бросал грозные взгляды в зал.

Сергей Филимонов воплотил один из самых характерных образов пьесы. Местами убедительный в своей житейской мудрости вчерашний мясник и зек Золотуев с коварной искрой в глазах задает убедительную ноту всему спектаклю. По сюжету вампиловской пьесы это 58-летний мужчина, который имеет влияние на Колесова. Именно Золотуев в конечном итоге «ломает» главного героя. Его монолог о собственной житейской драме, убеждает Колесова, в том, все в жизни имеет свою цену и в конечном итоге толкает на сделку с ректором. Но сверхидея Золотуева терпит фиаско. Он проигрывает ревизору, а Колесов проигрывает самому себе.

Сложно сказать, как сложится жизнь персонажей после. Отпразднует ли победу Репников? Одобрит ли его действия жена? Будет ли счастлива в дальнейшем Таня и как сложится судьба Колесова? Хочется верить, что у Тани будет все хорошо, а урок, который преподнесла Николаю сама жизнь, будет им усвоен и поможет в будущем сделать правильный выбор. Несмотря на то, что одежда главных героев выдержана в стиле 60-х годов, как и в классической пьесе Золотуев вместо 20 тысяч рублей предлагает ревизору 200 тысяч, что по из реалий современного времени совсем не большая сумма.

Нужную атмосферу спектаклю добавляет незамысловатый антураж. Постановка не богата декорациями, но это и не нужно. Пьесы Вампилова не нуждаются в лишних деталях. Столб с афишами, картины с городской улицы, садом и коридором общежития здесь или книжного шкафа в квартире Репниковых здесь вполне достаточно. Стоит отметить качественную работу художников Ольги Колесниковой и Валерия Туманова, а также музыкальную тему Евгения Мякотина. Добавим, что «Прощание в июне» беляковцы будут играть вплоть до выпуска из вуза, поэтому тем, кто хочет посмотреть хороший спектакль нужно поспешить. 

 

 

 

 

You have no rights to post comments