В театре Драмы сыграли спектакль без сцены.

Пьеса "Женщина из прошлого" - это почти детективная история, где тонко переплетается жестокая реальность, глубокий психологизм и даже абсурд. Все это подается зрителю в необычном формате. 

 Неожиданный стук в дверь, прекрасная незнакомка на пороге, сладкие воспоминания юности и изнурительные разборки с женой – интригующее начало приводит к неожиданной развязке. Спектакль «Женщина из прошлого» - это почти детективная история, где тонко переплетаются жесткая реальность, глубокий психологизмом и даже абсурд. Все это подается зрителям в необычном формате. Здесь нет привычного зрительного зала с креслами и сцены. Действие пьесы разворачивается одновременно в нескольких локациях и временных пластах в пределах одной квартиры. Коридор, кухня, гостиная, спальня – в каждой из комнат находятся зрители и что-то происходит.

 В эффекте погружения

Пьесу немецкого драматурга Роланда Шиммельпфеннига «Женщина из прошлого» в России ставят не часто и в основном как антрепризу. Обладатель многочисленных профессиональных наград Шиммельпфенниг - мастер оригинальных сюжетов и острых интриг с невероятной развязкой. Но молодому режиссеру Александру Созонову этого показалось мало, он решил погрузить зрителей в пьесу изнутри, поэтому стер все границы между актерами и залом. Благо, что опыт подобных метаморфоз у Созонова есть. Его русские променад-сказки успешно играют в столичном Гоголь-центре.

Прием, который использует ученик Кирилла Серебренникова, называют «иммерсивным театром» или «театром без четвертой стены». Актеров и зрителей разделяет порой всего один шаг, а сам спектакль напоминают оживший компьютерный квест. Сегодня такой прием является трендом современной экспериментальной драматургии.

В «Русских сказках» Гоголь-центра публике предлагают выбрать одну из трех дорог-сценариев: белую, синюю или красную. Каждый путь ведет в определенную локацию, и чтобы увидеть все, зрители обходят театр по сказочному обычаю три раза. В «Женщине из прошлого» все более стандартно, да и разгуливать по квартире, где происходят убийства, небезопасно. Но даже такой формат не мешает актерам контактировать со зрителями. Героиня Татьяны Родионовой, к примеру, заглядывает сидящим в глаза и ловко усаживается мужчинам на колени.   

Немецкая Макбет

Упаковочная пленка, горы коробок в небольшой немецкой квартире – хозяева, супружеская пара Франк и Клаудиа, - готовятся к дальнему переезду, по всей видимости, за океан. Основные вещи уже отправлены контейнером по морю, в доме остается лишь самое необходимое. Коридор, гостиную, кухню и спальню разделяет прозрачная пленка, которая позволяет рассаженным по квартире зрителям наблюдать за всем происходящим. Часть событий транслируется на нескольких мониторах.

Франк (в исполнении Игоря Баголея) - типичный мужчина за сорок, которому давно уже не до любовных страстей, а жизнь превратилась в стандартный набор обыденностей. В пьесе не говорится, почему супруги решаются на переезд. Блондинка Клаудиа, которую играет Любовь Воробьева, с энтузиазмом пакует последние вещи. Практически взрослый сын пары Анди прощается со своей подругой Тиной. Немецкая размеренность и стабильность разрушаются одним визитом. Это женщина из прошлого Франка, его давняя любовь, все такая же красивая и немного сумасшедшая брюнетка Роми Фогтлендер. Ее играет Татьяна Родионова. Что происходит дальше, напоминает фантасмагорию и даже абсурд. События и сцены мелькают как в фильмах Альфреда Хичкока и Дэвида Линча. За неожиданными и непонятными вдруг развязками следуют отсылки в прошлое, которые раскрывают происходящее и помогают понять и переосмыслить, что же произошло на самом деле.

Женщина из прошлого - кто она? Лишившаяся рассудка преданная возлюбленная, напоминание об ответственности за свои поступки, или жестокая стерва, который движет лишь одно: желание мести – ответ на эти вопросы не дают ни автор пьесы, ни режиссер. Каждый зритель выносит из спектакля свои истину и правду. В своем безумном стремлении Роми не щадит не только Франка, но и всех его близких. И лишь потом холоднокровная гостья покидает ставший неуютным дом.

Отдельных слов заслуживает игра актеров. В иммерсивном театре трудно определить, где заканчивается текст и начинается импровизация, и чем сложнее это сделать, тем профессиональней сыграна пьеса. В постановке задействовали не только мэтров Драмы, но и совсем молодых актеров. Это свежеиспеченные выпускники мастерской Александра Галко и Артема Кузина Александр Островной и Дарья Ревина. Спектакль-триллер длится 1 час 20 минут и идет на Малой сцене.

 Справка СП

Иммерсивный спектакль - это театр без четвертой стены, где нет разделения зрителей и актеров. Такой прием создает эффект полного погружения в сюжет и даже участия в нем. В любой момент актеры могут начать прямое взаимодействие со зрителем – например, могут завязать ему глаза, отвести за руку в другую комнату и оставить там, обнять или поцеловать или просто долго смотреть глаза в глаза.

 Это интересно

 Законодателями иммерсивного жанра считают лондонскую театральную группу «PunchDrunk». Этот коллектив прославился тем, что погружает зрителя в атмосферное пространство в духе фильмов Стенли Кубрика, Альфреда Хичкока и Дэвида Линча. Одно из самых громких их творений – постановка «Sleep No More». Ее играют в стенах заброшенного нью-йоркского отеля. В основе шоу сюжет «Макбет» Шекспира с примесью ночных кошмаров. В локациях присутствует психиатрическое отделение больницы, кладбище, отель 30-х годов прошлого века, перфоманс и инсталляция. Зрители наблюдают за происходящим в белых венецианских масках и свободно перемещаются по отелю. 

                                                                                                                                                                                                                                                                          Юлия ДАШКЕВИЧ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить