Героиня ТЮЗовских сказок, миловидная красавица с длинной косой или преклонных лет старуха – Марине Полозовой под силу любые образы. Актриса уверена, что завоевывать публику надо не количеством ролей, а искренностью и качеством работ.

 

Именно поэтому она отказывается от некоторых рекламных и других сомнительных проектов. Сегодня у Марины Полозовой нет громких званий, хотя Саратовскому ТЮЗу она служит на протяжении 40 лет и считает его родным домом. 1 декабря актриса отметила свой юбилей.

Детям поколения 80-х запомнилась ее Аленушка из "Аленького цветочка". Роль, которую Марина Ивановна играла на протяжении 20 лет, вошла в золотой фонд ТЮЗа. Романтичная русская красавица с длинной косой идеально вписывалась в сказочные образы. Правда, сама актриса отдала бы предпочтение чеховским героиням. Одна из любимых работ - Настя в "Барышне-крестьянке". Дипломный спектакль выпускников Юрия Киселева 1978 года оказался настолько удачным, что вошел в репертуар ТЮЗа. Повзрослевшие зрители театра помнят Марину Полозову в нашумевшем в начале 90-х спектакле "Эти свободные бабочки" Леонарда Герша. Роль Джил Марина Ивановна сыграла в паре с тогда еще актером ТЮЗа Сергеем Пускепалисом.

В разные периоды жизни в театре она сыграла роли Зойки в "Гнезде глухаря" Виктора Розова, Бухары во "Всей надежде" Михаила Рощина, Джулии в "Двух веронцах" и Селии в "Как вам это понравится" Шекспира, Ясноглазки в "Тринадцатой звезде" Виктора Ольшанского, а также роли в пьесах Островского "Женитьба Бальзаминова", "Женитьба Белугина", "Наливные яблоки" и многие-многие другие. "Инженю-кокет" - такое амплуа отводил своей любимой ученице мэтр Юрий Киселев. Термин, возникший в русских театрах еще до революции, объединял красивых, молодых актрис с долей кокетства в типаже.

Уральские самоцветы

Марина Полозова родилась в Пермском крае и до 16 лет разговаривала с характерным уральским говором. Это едва не поставило крест на ее театральной карьере.

- Я выросла в райцентре Добрянка (семью моего деда сослали на Урал с Украины), - рассказывает Марина Ивановна. - Мы жили в доме на живописнейшем берегу Камы. В детстве я много болела и из-за этого сидела дома с бабушкой, кстати, ей я посвятила роль Зябловой в "Дядюшкином сне".

Оправдывая свое имя "морская", в холодном Пермском крае Марина грезила морем и балетом. Увидеть морские просторы она смогла лишь спустя годы на гастролях. А с мечтой о балете пришлось расстаться.

- В детстве я много пела и танцевала. Особенно любила цыганские танцы и романсы. Я пробовала поступить в хореографическое училище. Но из-за перенесенного менингита позвоночник и суставы в стопах слегка деформировались. Это выяснилось во время вступительных экзаменов и стало для меня тяжелым ударом.

Но Марина не сломилась и продолжила заниматься творчеством. Она рисовала, писала и читала стихи, пела и выступала в кукольном театре при местном Доме культуры. Первую наставницу Марины Валентину Дроздову сегодня в Добрянке знают все. Заслуженный работник культуры РФ, режиссер-постановщик и создатель одного из лучших народных кукольных театров на Урале воспитала немало талантов. Именно она разглядела в Марине потенциал. Но театр кукол не совсем устраивал юную актрису.

- Мне нравилась публика, и не хотелось прятаться за ширму, поэтому я играла сказочниц-рассказчиц, - объясняет Марина Ивановна. – Немало обидных моментов случалось с драматическими ролями. Я хотела играть Принцессу, а мне давали Ворону. И только спустя годы поняла, что сыграть Принцессу не так сложно, а вот с Вороной справится не каждый. Мы ездили на фестивали, играли спектакли в Свердловске и в Перми. Однажды ко мне подошел важный человек из зала и публично похвалил. Потом из газеты я узнала, что это был замминистра культуры РСФСР Василий Стриганов.

Одолжите характер

Вкусив сладкие плоды успеха, Марина связывала свое будущее с театром и готовилась к поступлению в один из столичных вузов. Но Дроздова предложила ученице попробовать силы в провинции. Это она сообщила Марине, что в Саратовском театральном училище заслуженный артист России Юрий Киселев, его жена Елена Росс и любимый ученик Киселева Юрий Ошеров набирают курс для ТЮЗа. Полозова тогда окончила девять классов. На домашнем совете решили, что если затея с поступлением не выйдет, дочка пойдет в 10-й класс и с таким расчетом сшили ей платье в стиле школьной формы.

- В первый раз в своей жизни я с мамой полетела на самолете в Саратов, - вспоминает актриса. - Город меня не впечатлил. Большой, незнакомый и абсолютно чужой. Плюс ко всему в июне стояла тридцатиградусная жара. Представьте, а я в закрытом платье с длинным рукавом и в маминых лакированных туфлях на высоких каблуках. Все думали, что поступаю не я, а мама. Конкурс был огромным, около 80 человек на место. Только первый тур растянулся на неделю. Мама не воспринимала меня всерьез как будущую актрису и мечтала, чтобы я стала адвокатом. Она даже попросила директора училища меня не принимать. Да я и сама хотела домой. Но меня приняли, правда, с оговоркой-требованием избавиться от уральского говора.

Так для Марины начался "кошмар". Она целые дни проводила на учебе, а по ночам часами проговаривала газетные тексты и практически заново училась разговаривать. Уже со второго курса молодым актерам давали небольшие роли в спектаклях, а 8 марта 1978 года 16 выпускников приняли в труппу ТЮЗа. Сейчас в театре остались лишь трое из них, в том числе и Марина Полозова.

- Работать с Киселевым было наслаждением, - вспоминает актриса. – Ему не хватало времени, но нам повезло, мы все-таки застали его школу. Киселев умел гениально показать любую роль, а его фразы стали золотыми цитатами, по которым можно учиться! "Что это за марсиане?" или "Ты про что говоришь? Говори про лавку!" означало, что актеры не вжились в роль, и непонятно, что делают на сцене. Юрий Петрович учил нас, что главное в роли, найти ее зерно, характер, и только тогда актер может импровизировать. При Киселеве в театре царила железная дисциплина. Об отменах спектаклей из-за болезни не было и речи. Юрий Петрович говорил: "Единственная причина неявки на репетицию актера может быть только одна – его личная смерть!".

Успешные постановки, зарубежные гастроли, полные залы и прочие атрибуты золотой для ТЮЗа эпохи Юрия Киселева скрывали от зрителя то, что происходило за кулисами. А это конкуренция между актерами, строгие требования к актрисам, жесткие диеты, слезы, разочарования и многое другое.

 Большие и маленькие роли

Еще студенткой Марину Полозову приметили столичные педагоги, которые частенько наведывались в ТЮЗ, но Марина Ивановна узнала об этом лишь спустя годы. Она так и не уехала в Москву и не перевелась поближе к родителям в Пермский театр. Чужой когда-то Саратов стал родным, а Каму заменила Волга. Сегодня актрису печалит не столько очень скромная актерская зарплата, сколько отсутствие желанных ролей. Жалеет Полозова и о том, что не удалось сняться в кино…

 - Я шла в театр не за деньгами, а с верой в то, что непременно внесу свой вклад в искусство театра, - говорит она. - В жизни я умею делать многое, но истинное удовольствие получаю только на сцене. Мне нравится работать с режиссерами, у которых есть идея, которые знают, чего хотят и умеют это донести до актеров. Я не терплю мата и цинизма на сцене. Люблю работать в спектаклях со вторым составом. Это рождает дух здоровой конкуренции.

Актриса трижды была замужем. Первый брак случился в 21 год и продлился недолго. Второй муж не выдержал трудностей, которые свалились на молодую семью после рождения сына. Полозова тогда сильно заболела, и заботы о грудном младенце на некоторое время легли на ее друзей и коллег по театру.

- Я никогда не хотела быть сильной, но получалось наоборот, - улыбается Марина Ивановна.

С третьим мужем она уже 25 лет. Сын Иван давно вырос, окончил СГТУ и далек от искусства. Свободное время Марина Полозова любит проводить с внучкой Ариной или на даче с мужем и их любимым питомцем Тузиком.

- Его мать, Джулю, щенком принесла в театр наш кассир, - рассказывает актриса, - для фотосъемки на афишу спектакля "Волки и овцы". Помесь пинчера с болонкой понравилась всем, но забрать ее никто не решался. Тогда щенка взяла я. А спустя 8 лет в канун Года собаки всеобщая любимица Джуля, гулявшая исключительно на поводке, подарила нам щенка Тузика. Сейчас накануне очередного Года собаки, ему исполнилось 12 лет. Тайна его происхождения так и осталась загадкой. К сожалению, Джульетты с нами нет уже второй год.

Любые потери Марина Ивановна переживает очень тяжело. Поэтому недавняя смерть коллеги по цеху Ильи Володарского явилась для нее настоящим ударом.

- Это огромная потеря не только для родных актера, но и для всего театра, - подтвердила она.

Ноябрь для Марины Полозовой выдался жарким. Вместе со своей подругой и хормейстером ТЮЗа Надеждой Голубевой она готовилась к своему юбилею, который отметила 1 декабря на Малой сцене.

- Это был небольшой концерт для друзей. Я читала Цветаеву и спела несколько песен, - рассказала актриса.

На вопрос, в чем секрет актерского мастерства, Марина Ивановна отвечает:

- Я одинаково серьезно подходила и к маленьким, и к большим ролям и не боялась менять свою внешность. Сыграть главную роль иногда проще, чем стать заметной в массовке, поэтому нужно стараться любить не себя в искусстве, а искусство в себе.

Такого принципа придерживается Марина Полозова все годы служения саратовскому зрителю.

                                                                                                                                                                                                  Юлия ДАШКЕВИЧ,  Фото из архива Саратовского ТЮЗа

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить