В театре юного зрителя прошел предпремьерный показ главного спектакля этого сезона «Двенадцать стульев».

Перенести события гениального романа Ильфа и Петрова на саратовскую сцену отважилась команда молодых авторов во главе с главным режиссером ТЮЗа Алексеем Логачевым. Столичные художники Мария Утробина и Тарас Михалевский знакомы саратовцам по сказке «Последний папа». Тарас Михалевский работал над игрой света в нашумевшей гоголевской феерии «Майская ночь». Инсценировку к «Двенадцати стульям» Логачев написал сам. В основе его спектакля - сюжет романа, а также воспоминания самих Ильфа и Петрова. В итоге оба автора наравне с почившей тещей Воробьянинова присутствуют на сцене.

Опыт постановок произведений Ильфа и Петрова в России довольно скудный. К примеру, в Новосибирске «Двенадцать стульев» играют как мюзикл. В версии Саратовского ТЮЗа - это большой комедийный спектакль со множеством сцен, актеров и новых творческих находок. В постановке задействована практически вся труппа – 35 артистов, три акта и два перерыва.

Кто сыграет Остапа Бендера? Это стало едва ли не главной интригой спектакля. Распределение ролей авторы вплоть до первого показа хранили в секрете. Великого комбинатора, сына турецкоподанного первые зрители увидели уже в действии на сцене. Его сыграл актер и хореограф ТЮЗа Алексей Кривега. Зрители знают Алексея по роли Министра в «Черной курице, или Подземных жителях», Советника в «Снежной Королеве», Папы в сказке «Последний папа», Готфрида Ленца в «Трех товарищах», Черта в «Майской ночи» и многих других.

Остап Бендер в воплощении молодого актера носит традиционный шарф, он энергичен, в меру харизматичен и очень подвижен. Добавим, что сыграть «идейного борца за денежные знаки» в истории «Двенадцати стульев» пробовало немало талантливых артистов. Но сделать роль гениальной смогли единицы. У кого-то получался образ, у кого-то - роль, у третьих - просто бойкий парень средних лет в шарфике и в черно-белой капитанской фуражке. Сыграть Остапа так, чтобы он не потерялся на фоне гениальных образов Сергея Юрского, Арчила Гомиашвили, Андрея Миронова и даже Олега Меньшикова, для любого актера – серьезное испытание. Удалось ли это Алексею Кривеге, – вопрос риторический, ведь сколько людей, столько и мнений. Автор текста возьмет на себя смелость сказать, что Остап Бендер состоялся.

Отлично перевоплотился в архивариуса Коробейникова худрук театра Юрий Ошеров. «Маленький старичок - чистюля с необыкновенно гибкой спиной» - как описывает его роман, шустро перебегает между огромными амбарными книгами, но теряется перед авантюристом Бендером. Хорош Артем Кузин в роли слесаря-интеллигента Полесова. Комично трагична все еще влюбленная в Кису Воробьянинова Елена Станиславовна в исполнении Татьяны Лукиной. Удачны и многие другие персонажи.

Кстати, главные роли в постановке играют не только ТЮЗовские корифеи, но и вчерашние выпускники. Доподлинно в спектакле переданы культовые сцены романа. Это обитатели Старгородской богадельни – богоугодные старушки и упитанные сироты во главе с Пашей Эмильевичем, а также знойная по определению Мадам Грицацуева, лихо отплясывающая лезгинку на свадьбе с товарищем Бендером.

Удачным решением в постановке стали костюмы и декорации. Только в первом действии своеобразный антураж сцены позволяет персонажам сменить десятки событийных локаций. А еще в спектакле очень много стульев. Не только из легендарного гамбсовского гарнитура, но и обычных советских стульев. В течение двух месяцев саратовцы приносили их в дар театру. И теперь все, те, кто принял участие в проекте, могут увидеть свои стулья на сцене. Добавим, что материальную часть постановки романа Ильфа и Петрова осуществить ТЮЗу помог специальный грант от Министерства культуры РФ.

По мнению критиков, премьера «Двенадцати стульев» должна стать самым зрелищным событием текущего театрального сезона и всего 2017 года.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить