Нынешний визит учеников столичной театральной школы Табакова начался с трех камерных постановок. На Малой сцене Саратовского ТЮЗа студенты сыграли спектакли «Арт» Ясмины Реза, «Сиротливый Запад» Мартина МакДонаха и «Свободных бабочек» Леонарда Герша. 

Все три спектакля табаковцы уже показывали в прошлом году. Премьеры столичные гости оставили на финальную часть гастролей. Так, после пресс-конференции с саратовскими журналистами воспитанники Табакова по собственной инициативе сыграли творческую программу «Ученики — о своем Учителе» в память об Олеге Павловиче. Напомним, что сейчас учебное заведение возглавляет артист Владимир Машков.

На десерт саратовцам табаковцы приготовили свою недавнюю премьеру – дипломный спектакль «Лукоморье» по автобиографической повести Сергея Довлатова «Заповедник». Первый ее вариант Довлатов написал в Ленинграде в конце 70-х. Позже автор переработал повесть. Окончательный ее вариант увидел свет в 1983 году уже в Нью-Йорке.

Постановка рассчитана на взрослого зрителя. В центре сюжета история ленинградского интеллигента Бориса (Боба) Алиханова, который после развода с женой приезжает на лето поработать экскурсоводом в знаменитый Пушкинский музей в Михайловском Псковской области. При приеме на работу его «проверяют» на обязательную любовь к «солнцу русской поэзии». Показное почитание таланта Пушкина, принятое в музее, не устраивает главного героя. Он пытается построить свои собственные связи с миром пушкинских героев, фантазией и реальностью. Выходит остроумное саркастическое рассуждение о жизни, которая совсем не похожа на сказку. 

Как и в большинстве произведений Довлатова, прототипом главного героя, хоть и с вымышленной фамилией, стал сам автор, который также работал в Пушкинском музее в 1976-1977 годах. «Формально я был полноценной творческой личностью. Фактически же пребывал на грани душевного расстройства», — писал об этом периоде своей жизни сам Довлатов. Еще одним прообразом Боба некоторые считают Иосифа Бродского, который в свое время пытался устроиться в Михайловское библиотекарем.

На глазах зрителя рушится судьба не только главного героя, но и по сути, окружающих его людей и страны, в которой все они заперты, словно в тюрьме, без права на освобождение. В версии табаковцев спектакль полностью пропитан атмосферой 70 - 80-х годов. Здесь звучат тексты Высоцкого, без прикрас прописаны образы жителей советской глубинки и, конечно, море жесткого, ироничного и беспощадного довлатовского юмора.

В театральном мире этот спектакль считают жанровым, комедийным — и в то же время очень трогательным и душевным.

У табаковцев Боба играет Евгений Матушкин из Кондопоги. В 2014 году он прошел все туры отборочных этапов. Сегодня он одним из самых успешных учеников школы. Молодость и внутренняя энергия молодых актеров не оставляет места для тяжелых философских размышлений, которые свойственны актерам старшего возраста, но это ничуть не портит постановку, а напротив, делает ее более легкой. Характерно вырисованы образы окружающих главного героя дам: мечтательной Авроры, живущей вечными поисками мужа-алкоголика Веры, Виктории Альбертовны и Марианны Петровны. Особенность табаковцев - в 18 лет профессионально и органично перевоплощаться в персонажей любого возраста, от капризных детей до глубоких и ворчливых стариков. Что уж говорить о героях средних лет. Толик-алкоголик, Валера-мудозвон, местный диссидент Марков и другие деревенские мужики в «Лукоморье» настолько реальны, что порой теряется связь с миром сцены и зрительным залом. Убедителен в роли участкового, майора Беляева Максим Теняков. Его беседы на высоком идейно-политическом уровне превращаются в распитие водки и советы покинуть Советский Союз.

Табаковцы сильны даже в редких сценах молчания. Несмотря на то, что постановка идет без антракта, зрители не успевают устать. Весь спектакль смотрится на одном дыхании, события веселые и грустные как яркие картинки сменяют друг друга. Все происходит настолько быстро, что временами зрители не понимают, то ли нужно плакать, то ли уже смеяться. Финальную часть спктакля саратовцы встретили продолжительными аплодисментами и долго не отпускали актеров за кулисы. Добавим, что работать над спектаклем студентам помогли педагоги: актриса МХТ Чехова Янина Колесниченко и Ульяна Лаптева из театра «Современник». 

Фото Вячеслава Сторожева

You have no rights to post comments