Главный режиссер старейшего детского театра России рассказал, как на сцене отметят вековой юбилей и каким будет предстоящий сезон. Напомним, 4 октября саратовскому ТЮЗу исполнится 100 лет!

Накануне этого грандиозного события главный режиссер театра Алексей Логачев поделился с корреспондентом «СП» подробностями празднования и планами на будущее. 

 - Алексей, чем удивит ТЮЗ своих зрителей в свой день рождения?

- Специально к юбилею на Большой сцене мы покажем спектакль «Переход», над которым работают молодой драматург Марина Крапивина и режиссёр-постановщик Талгат Баталов вместе с командой молодых артистов театра, художницей Натальей Черновой и видеохудожником Дмитрием Соболевым. «Переход» — это продолжение работы, начатой в апреле 2017 года на 13-й творческой лаборатории современной драматургии «Четвертая высота. Саратов документальный», которую мы посвятили истории Саратовского ТЮЗа. «Переход» вырос из лабораторного эскиза, точно также как и спектакль Ирины Васьковской и Ильи Ротенберга «Все будет хорошо», премьерой которого мы отмечали 99-летие театра год назад. Теперь мы сыграем его в предпоследний раз 3 октября в преддверии Юбилея и ещё один раз в ноябре – на фестивале «Коляда-plays» в Екатеринбурге.

Спектакль «Переход» мы сыграем в день столетия театра 4 октября. Он основан на архивных документах, высказываниях и интервью Юрия Петровича Киселева, воспоминаниях его учеников и коллег, артистов театра. Постановка рассказывает о разных моментах из жизни ТЮЗа, в том числе о судьбах легендарных актрис-травести. «Переходом» в театре называют тот момент, когда актрисы этого амплуа в силу возраста перестают играть детские роли, и им приходится резко менять свой репертуар. У кого-то из актрис-травести получается совершить «переход», начать играть возрастные роли, а кто-то уходит со сцены и меняет профессию. Отсюда и название «Переход». Но ведь возникновение Саратовского ТЮЗа в переходную историческую эпоху в 1918 году – это тоже переход. Как и уход из жизни Юрия Киселева — ещё один переход. То есть вся история театра – это переходы. В спектакль будут включены эпизоды о том, как Киселев отвоевывал для театра здание на Вольской у занимавшего его в военное время театра оперетты, о том, как за спектакль «Алеша Пешков» его создатели и исполнители главных ролей получили Государственную премию в Москве и многое другое. Конечно, сложно уместить вековую историю театра в полтора часа сценического времени. Но если кто-то после спектакля захочет подробнее изучить историю театра, значит, мы сделали это не зря. Спектакль создан силами молодых артистов нашего театра, как подарок старшему поколению.

- Будут ли на юбилее ТЮЗа приглашенные гости?

 - Мы пригласили множество гостей, конечно, пока не можем говорить, что приедут все, но надеемся, что большинство примет наше приглашение. В том числе мы ждем руководителей ТЮЗов со всей страны. Специально для них мы проведем круглый стол, на котором обсудим ряд вопросов, касающихся проблем современных детских театров. В СССР существовало так называемое ТЮЗовское движение. Директора и главные режиссеры театров юного зрителя постоянно общались, обменивались опытами и пьесами. Сейчас мы тоже общаемся, но идейно, программно, как прежде, почти никто детским театром сегодня не занимается, поэтому мы поставили перед собой задачу возродить эту традицию. И конечно, поздравить нас приедут бывшие актеры ТЮЗа, а ныне звезды столичного театра и кино: Сергей Пускепалис, Сергей Сосновский, Иван Верховых, Игорь Яцко и другие.

- В театре драмы сообщили, что помимо фестиваля Олега Янковского запускают фестиваль Олега Табакова. А планирует ли ТЮЗ какие-то свои фестивали?

- Дважды Саратовский ТЮЗ проводил фестиваль детских театров «От А до Я», но с момента проведения последнего фестиваля уже прошло больше 10 лет. Нам, безусловно, хотелось бы его возродить, тем более что теперь, с возвращением здания старого ТЮЗа на Вольской, мы располагаем мощнейшей технической базой – 2-е больших и 2-е малых сцены. У театра есть возможность принять в Саратове постановки любой степени сложности. Юрий Петрович Киселев замечательно сформулировал основную направленность, вокруг которой может складываться репертуар театра юного зрителя – это вхождение молодого человека во взрослую жизнь. Поэтому важное место в репертуаре нашего театра всегда занимали постановки, подобные спектаклю «Милый Сашенька» по Гончарову. Как мне кажется, эта тема могла бы стать замечательной основой для составления программы фестиваля. Было бы прекрасно, если бы у нас был такой фестиваль, и он носил бы имя Юрия Киселева. Но проведение масштабного театрального фестиваля — это большие затраты, здесь нам не обойтись без серьезной финансовой поддержки властей.

- Какие премьеры театр готовит в новом сезоне?

- Премьер будет несколько. К концу этого года на Малой сцене сыграем «Фому Опискина» по повести Федора Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Одну из главных ролей в спектакле сыграет Алексей Ротачков. Главным режиссёрам, у которых есть ответственность за всю труппу, конечно, нежелательно иметь любимчиков, но я обожаю этого артиста. Планируя новые работы, я всегда думаю, в какой новой роли мог бы ещё полнее раскрыться его талант. Такой артист – это находка для режиссера. Хорошо показывает себя на репетициях играющий роль Фомы Опискина Антон Щедрин. Спектакль будет идти на Малой сцене, потому что сам материал диктует камерный формат общения со зрителем.

Еще одну премьеру готовит давний друг нашего театра, режиссер Георгий Цхвирава. Зрителям он знаком по спектаклю «Дядюшкин сон», который идет с большим успехом и чеховскому «Вишневому саду». На этот раз Георгий Зурабович будет работать над «Белой гвардией» Михаила Булгакова. Режиссёр с артистами сейчас активно работает над созданием своей сценической композиции, в которую войдут сцены, не попавшие в канонический текст пьесы «Дни Турбиных» для легендарного спектакля в МХТ. Зрители увидят эту постановку также перед Новым годом.

Также в этом театральном сезоне, в продолжение взятого нами несколько лет назад «курса на классику», я предложил сделать новую постановку по Островскому народному артисту России, ученику Киселёва и режиссеру нашего театра Александру Яковлевичу Соловьеву. Наши постоянные зрители должны помнить его спектакли «Наливные яблоки» и «Поздняя любовь» пьесам Островского, которые в настоящее время уже сняты с репертуара. В этом сезоне их место в афише театра займет комедия «Богатые невесты». 

 - А чем порадуете детей?

Как главный режиссер театра, я ставлю задачу, чтобы один или два новых спектакля в сезоне обязательно были детскими. И этот сезон не будет исключением. Уже хорошо известный саратовскому зрителю режиссер из Санкт-Петербурга Екатерина Гороховская вместе с нашим завлитом Анастасией Колесниковой и артистами театра готовят новую инсценировку «Золушки». Не буду раскрывать всех секретов, но скажу, что задуманная ими интерпретация известного всем сказочного сюжета, зрителей очень удивит. Второй детский спектакль «Тропа» по повести Феликса Зальтена «Бемби» готовит наш художественный руководитель Юрий Ошеров. И там тоже зрителей ждет немало сюрпризов. Этой  постановкой мы планируем открыть уже следующий театральный сезон.

Юлия ДАШКЕВИЧ

You have no rights to post comments