Известный режиссер и педагог предлагает свою формулу современного театра. Владимира Мирзоева называют режиссером-новатором и провокатором одновременно. Его работы привлекают неожиданностью и парадоксальностью как театральных, так и «телевизионных» решений.

На фестивале Олега Янковского в Саратове Мирзоев представил драму «Олеанна» Дэвида Мэмета в постановке столичного РАМТ. Пьеса, которая олицетворяет собой символ несбыточных и утопичных мечтаний, повествует о встрече успешного профессора американского университета с юной студенткой Кэрол из неблагополучной семьи. Девушка, которой самой приходится пробивать себе дорогу в жизнь, заставляет преподавателя играть по своим правилам.

В Саратове «Олеанну» показали на Малой сцене театра драмы. Главные роли в постановке сыграли Евгений Редько и Мария Рыщенкова. Перед премьерой в нашем городе Владимир Мирзоев признался, что волнуется, так как актерам придется играть спектакль в непривычном камерном формате, а это требует особого отношения к зрителям.

- Пьеса написана в 1992 году и повествует о чужом нашему восприятию американском вузе, где царит совершенно другая модель отношений. Я знаю, о чем говорю, потому что преподавал в университете Мичигана. «Олеанна» – это история о расколе в обществе. Студентка мстит своему преподавателю за его демократичность и свободу, за все то, чего нет у нее. Мэмэт сам снимал фильм по этой пьесе.

Журналистов интересовали любимые книги режиссера, его путь в кино, отношение к российскому и европейскому театру и многое другое.

- Я читаю Юваля Хорари «Сапиенс», Михаила Эпштейна, Марию Степанову за философскую ноту в ее документальной прозе, - поделился Мирзоев. - Когда жил в Торонто, я снимал документальные фильмы и постепенно пришел к игровому кино. То есть, я достаточно «поздний». Но мне это нравится. В 48 лет быть дебютантом – это вторая молодость.

Режиссер рассказал, что спокойно воспринимает вынужденные паузы в своей работе.

- Был период, когда я сказал: «Хватит!» Тогда я еще не понимал, что с людьми просто надо разговаривать. 7 лет занимался журналистикой и писал романы. И если вынужденная пауза случается, я говорю себе «ОК», значит, это мне для чего-то нужно, - рассказал Мирзоев.

В 2018 году свет увидел нашумевший в сети мини-сериал Владимира Мирзоева «Этюды о свободе». Эта антиутопия-фантазия на тему возможного будущего страны. Нарушение интимного пространства, тайны личной жизни, посягательство на свободу творчества, самовыражения и просто права на жизнь — вот лишь некоторые примеры из сюжета. Россия будущего в фильме представлена в свете неумолимого регресса и тотального погружения в Средневековье. Впрочем, как объясняют создатели картины, их цель - специально напугать таким будущим, чтобы оно никогда не наступило.

История создания проекта, по словам режиссера, имеет две ветви. Первая - когда сценаристы Михаил Соколовский и Павел Гельман прислали Мирзоеву пьесу о «театре в театре», в которой он увидел прекрасную короткометражку. Вторая ведет начало с мастер-класса для профессиональных актеров с небольшим опытом работы в кино, который вел режиссер. Ученики Мирзова попросили мастера снять свой фильм. Артисты настолько загорелись этой идей, что нашли деньги на проект. Правда, таким образом удалось снять лишь несколько серий. К истории Павла Гельмана Мирзоев добавил еще две, так получилось три новеллы, которые спродюсировал канал «Дождь».

- На «Дожде» сериал набрал около 40-50 тысяч просмотров, еще больше их было на Youtube. Для артхауcного кино это неплохой результат. Денег на какой-либо маркетинг у нас не было. В сериале должно быть хотя бы 8 серий. Пока ресурсы собираем. Сейчас набрали еще на одну серию, - поделился режиссер.

В театре важна изменчивость!

Отвечая на вопросы саратовских журналистов и деятелей кино, Владимир Мирзоев рассказал, что преподавал в мастерской Соловьева во ВГИКе для того, чтобы понять методологию преподавания. Режиссер также вел свой курс в ГИТИСе на кафедре музыки и танца.

- Преподавательская работа всегда находила меня сама, а когда ее не было, я ее не искал, - философски заключил Мирзоев. - С детства я хотел заниматься живописью или писать музыку. У меня в голове часто крутятся мелодии, но я не могу их записать. Вот теперь у меня появился айфон с такой функцией, может, что-то и получится. Я завидую хореографам и даже мечтал поставить хореографический спектакль.

Несмотря на то, что Владимир Мирзоев достаточно долго прожил за границей, он предпочитает отечественный театр.

- Технически мы сильно отстаем от европейской сцены, но в актерской школе – мы впереди, - говорит он. - Наша театральная школа держится на педагогах Школы-студии МХАТ, Щукинского училища, ГИТИСа. Наши актеры дадут фору прославленным британским звездам. Я смотрел чеховского «Иванова» с Рэйфом Файнсом в главной роли. Он чудовищно играл, просто орал свой текст! Вместе с ним на сцене были другие актеры, которые вполне неплохо играли. В Канаде, например, работу на сцене выстраивают по принципу экрана ТВ. Это скучно, нет драматичности, нет эпичности, нет метафор.

При этом Владимир Мирзоев недоволен российской режиссерской школой и уверен, что сегодняшнему театру в России нужны реформы.  

- У нас царит принцип: «Делай как я», и это неправильно! – считает режиссер. - Все разные, и не всем подходит эстетически та система, в которой работает тот или иной мастер. Поэтому я считаю, что должны быть смешанные актерские мастерские. Это помогает найти свою уникальную индивидуальность. Одинаковые режиссеры никому не нужны! Пройдут годы, пока режиссер дойдет до чего-то своего. Перемещаться по театрам должны не актеры, а директор и режиссеры. Только так можно преодолеть коррупцию, кумовство и инерцию. Сейчас в театре может быть активно задействовано 10 человек из всей труппы, остальные 80 % сидят без работы. Театру нужны реформы! Должна быть ротация. Отработали директор и режиссер три года в одном театре - и ушли в другой. Если прекрасно показал себя в Саратове, то стал режиссером в Питере или Москве. Важна изменчивость!

Исключение, по мнению режиссера, можно сделать лишь для авторского театра, который сопровождает своего создателя до конца жизни. Если тот или иной режиссер работает тускло и неинтересно, значит, это повод его заменить. Только при такой схеме в театре будет здоровая конкуренция и молодых, и пожилых режиссеров.

В заключение режиссер рассказал о новых работах.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Юлия ДАШКЕВИЧ

СПРАВКА «СП»

Владимир МИРЗОЕВ

Режиссер, писатель, сценарист и педагог.

Родился в 1957 году в Москве. Является на четверть армянином, у режиссера также есть грузинская, русская, французская, немецкая и еврейская кровь.

Учился на дефектологическом факультете столичного пединститута, окончил режиссерский факультет ГИТИСа, мастерскую Марка Местечкина. Работал худруком театра-студии «Домино» в творческих мастерских при Союзе театральных деятелей РСФСР. В 1990 году основал в Канаде свою театральную компанию.

Награжден Госпремией СССР.

 

 

You have no rights to post comments