Работа главного режиссера Омского театра драмы, известного в театральных кругах режиссера Георгия Цхвиравы, получила федеральный грант Министерства культуры РФ и стала одной из самых ожидаемых в этом сезоне.

Премьера новой постановки при аншлаге состоялась в канун Нового года.

Известный в театральных кругах режиссер Георгий Цхвирава с Саратовским ТЮЗом сотрудничает давно. Городским театралам он знаком по классическим постановкам - «Дядюшкин сон» и «Вишневый сад». Новая работа Цхвиравы получила название одноименного романа Михаила Булгакова неслучайно. Спектакль анонсировали как версию знаменитых «Дней Турбиных», основанную на ранних редакциях, более близких к «Белой гвардии».

Как крысы с корабля

Сценическую версию своего первого романа Михаил Булгаков написал по просьбе МХАТа. Действие в пьесе, как и в романе, разворачивается в Киеве периода гражданской войны. Из города уходят оккупировавшие его немцы, на смену им приходит лидер Украинской народной республики Семен Петлюра, а затем большевики. Трагедия переломного времени и разрушение привычного уклада, основана на личных воспоминаниях Булгакова и показана на примере семьи русских интеллигентов Турбинных. Братья Алексей и Николка вместе с сестрой Еленой и ее мужем Сергеем Тальбергом живут в знаменитом булгаковском доме на Андреевском спуске. Квартира главных героев, подобно магниту притягивает многочисленных друзей семьи: офицеров и юнкеров. Накануне в гости к Турбиным приезжает их кузен Лариосик из Житомира. Практически все персонажи автобиографичны. Турбина – это девичью фамилию бабушки писателя. Один зять Булгакова стал прототипом полковника артиллерии Алексея Турбина, а другой – мужа Елены, приспособленца Тальберга. Николка списан с младшего брата Булгакова, Николая. Праобразом Елены стала сестра писателя – Варвара.

Из-за цензуры пьеса пережила несколько редакций. Так, в разрешенном к показу варианте МХАТа Булгакова заставили включить в финал «Интернационал», а Мышлаевскому вложили в уста восхваления Красной Армии. В виду того, что первоначальная авторская рукопись не сохранилась, исследователи булгаковского творчества до сих пор расходятся во мнениях, какую из них можно считать последней и наиболее близкой к взглядам ее создателя.

МХАТовский вариант «Дней Турбиных» боготворил Сталин. Говорят, что вождь народов посмотрел спекаткль не менее 15 раз. Исследователи и по сей день ломают голову, почему пьеса про горе российской интеллигенции так приглянулась кровавому диктатору. Возможно, именно «Дни Турбиных» сохранили Булгакову жизнь, ведь если бы его арестовали, спектакль пришлось бы снять. Говорят, что сам Сталин объяснял эту любовь торжеством большевизма. Мол, если даже таких людей, как Турбины вынудили покориться воле народа, то большевики непобедимы. Но даже школьнику понятно, что в «Днях Турбиных» этого нет. Большевизм здесь если и есть, то где-то за стенами дома и воспринимается, как чума, охватившая Россию. Основной конфликт пьесы – это предательство. Болеющих душой за отечество героев, предают и украинский гетман, и немцы и собственные начальники, подобно крысам с тонущего корабля, они бегут из Киева. Так, как целиком «Белую гвардию» при жизни Булгакова в СССР не публиковали, основная критика обрушилась на пьесу, причем с обеих сторон. Советская сторона критиковала героизацию классовых врагов, а эмигрантская за недостаточное сочувствие белому делу.

 Сцены в Турбинском доме

«Белую гвардию» уже играли в Саратове. Почти 30 лет назад пьесу ставил Александр Дзекун в Саратовской Драме. В основе версии Георгия Цхвиравы лежит не принятый МХАТом ранний вариант «Дней Турбиных». Так, в спектакле появились сцены из романа с харизматичной супружеской парой соседей Турбиных - Лисовичей, а события гражданской войны уходят на второй план. Отсюда подзаголовок или, как модно сейчас говорить, слоган спектакля – «Сцены в Турбинском доме».

Первое ощущение при просмотре спектакля – это его атмосфера. Благодаря удачным сценическим приемам и актерам, режиссеру с первых минут удается погрузить публику в жизнь Турбиных. Зрители верят, что дом главных героев - это последний уголок патриархального спокойствия и стабильности в уже бушующем кровавыми событиями мире. Способствуют этому и лаконичные и вместе с тем насыщенные декорации. Уютная гостиная Турбиных, неспокойная квартира Лисовичей и бурлящая киевская площадь – все три сюжетные картины благодаря возможностям ТЮЗовской сцены быстро сменяют друг друга. До мелочей проработаны мельчайшие детали быта Турбиных: пианино, абажур, часы и фотографии и даже новогодняя елочка, которую наряжают вопреки всему.

Над правдоподобностью антуража и динамичностью сцен удачно поработали художники: Алексей Вотяков из Магнитогорска и создатель фантастических световых эффектов в «Майской ночи» Тарас Михалевский из Москвы. За оригинальную музыкальную тему спектакля отвечает композитор и исполнитель роли Лариосика, актер Михаил Третьяков.

Георгий Цхвирава сделал ставку на молодых актеров. Выпускнику мастерской Григория Аредакова этого года, Вадиму Самаркину доверили Николку. Главную женскую роль в спектакле сыграла рыжеволосая Эльвира Иртуганова из мастерской Александра Галко и Артема Кузина. Ее Елена Васильевна получилась веселой и в меру легкомысленной красавицей. Возможно, этот образ дался молодой актрисе особенно легко, потому что по сюжету они с булгаковской Еленой ровесницы. Однокурсник Эльвиры, а ныне актер ТЮЗа Олег Верин достойно воплотил поручика Леонида Шервинского. Подтвердил статус сильнейшего актера ТЮЗа, режиссер и педагог Артем Кузин. Его Виктор Мышлаевский один из самых ярких образов пьесы. Вместе с Алексеем Турбиным в исполнении Евгения Сафонова они являются воплощением образа русских офицеров, которые отказываются от унизительной для них эмиграции и даже в отсутствии будущего, остаются на родине.

Блестяще сыграли Лисовичей худрук ТЮЗа Юрий Ошеров и Нина Пантелеева. Василий и Ванда главные антиподы интеллигентов – Турбиных, но в версии Цхвиравы они выглядят скорее комично. Свое необычное прозвище «Василиса» трусоватый и жадный Лисович получил за манеру подписываться «Вас Лис», чтобы избежать какой-либо ответственности перед новой властью. Прототипом этого героя стал архитектор Василий Листовничий, арестованный и расстрелянный большевиками в 1919 году. Сцена с обыском-грабежом Лисовичей – одна из самых мощных в  пьесе и показывает, что за пределами гостиной Турбиных действительно творятся страшные вещи. И убедительные петлюровцы Владимир Егоров, Александр Степанов и Михаил Селиванов не оставляют в этом никаких сомнений.

Достаточно аккуратно и без спекуляций на горячем создатели спектакля обходят околополитические темы, которые, несмотря на разницу в 100 лет, легко можно интерпретировать в наши дни, причем в разном свете. Грустные ноты и углы на протяжении всего спектакля постановщики сглаживают легким и добродушным булгаковским юмором. Комично выглядит сцена с выдворением из дома Турбиных Тальберга. И по-настоящему трогателен открытый финал пьесы. Оптимистичный и гнетущий одновременно он оставляет зрителю место для раздумий. И чем тяжелее эти мысли, тем больше хочется верить, что круговорот разгорающейся гражданской войны и сталинские репрессии каким-нибудь чудом минуют этих искренне преданных родине людей.

Фото Михаила Гаврюшова

 

 

 

 

You have no rights to post comments