Пятый и последний по счету учебный спектакль воспитанники мастерской народной артистки России Риммы Беляковой показали на сцене исторического здания ТЮЗа. 

Динамичную пьесу «Клетка» Марио Фратти вместе с выпускниками поставил их второй педагог и наставник, режиссер Олег Загуменнов. Творение американского автора с итальянскими корнями можно смело назвать качественным образцом современной зарубежной драматургии, актуальным и для сегодняшней России в целом. О Марио Фратти известно, что он написал более 40 пьес, которые переведены на 20 языков мира, а также один из сценаристов знаменитого мюзикла «Девять» по мотивам фильма «8 1/2» великого Фредерико Феллини. Эти постановки невероятно популярны в театрах и отмечены множеством призов и наград.

При этом в России Марио Фратти долгое время оставался малоизвестным. Пьеса «Клетка» одна из самых интересных и неординарных произведений Фратти. Сам драматург определил ее жанр, как семейное происшествие в одном действии. Стол, кухонная мебель, двуспальная кровать и довольно просторная клетка посередине – скромные декорации остаются неизменными на протяжении всего спектакля. Впрочем, эта постановка сама по себе не нуждается в дорогом антураже. Оригинальный сюжет и динамичная игра молодых актеров, где нашлось место даже для зажигательных песен на итальянском языке, делают ее яркой без дополнительных ухищрений.

В клетке посредине однокомнатной квартиры с топчаном и стопками книг проживает удивительный молодой человек Кристиано, причем его заточение абсолютно добровольное. Постепенно сложный клубок внутренних переживаний и комплексов юноши распутывается и перед зрителем открывается истинная причина его поступка. Таким образом, парень пытается оградиться от лицемерного и лживого, по его мнению, общества. В противовес несовершенному миру Кристиано ставит произведения своего любимого писателя Антона Чехова. Именно этот русский классик открывает бывшему студенту престижного итальянского вуза правду о человеческой развращенности, заурядности и других пороках. В доме периодически появляются разные люди. Кто-то чтобы просто поглазеть на странного парня в клетке, а кто для того, чтобы подтолкнуть к выходу. Но все тщетно. Юноша активно цитирует наизусть чеховские строки в диалогах с окружающими и отвергает все уговоры.

Жизнь в клетке молодой человек разбавляет эпатажными выходками и играми в сумасшедшего. Удивительно, но такие приемы помогают ему раскрывать сущность людей, но только до той поры, пока он сам не падет жертвой, причем самых коварных в мире любовных чар.

Несмотря на то, что спектакль идет без антракта, происходящее смотрится на одном дыхании за счет тонкого юмора, пикантных сцен и безудержных итальянских страстей. Отчасти этому способствует атмосфера старого ТЮЗа с его волшебным театральным духом и прекрасной акустикой. В итоге к главной трагедии пьесы зрителей подводят совершенно неожиданно. Это убийство, которое превращает добровольное заточение юноши в пожизненную клетку для умалишенных.

Прекрасно сыгран Кристиано. Актеру Святославу Голосову удалось передать весь трагизм и сложность этого персонажа и это притом, что на протяжении всего действия парень не покидал периметра своей клетки и не приближался к зрителям. Первоначальный фарс, возникшее чувство, страсть и трагедия – все четыре чувства, которые испытывает молодой человек вместе с ним переживают и зрители, поэтому можно смело заявить о большом творческом потенциале Святослава. Хороша и коварная искусительница, обольстительная Катарина. Несчастная семейная жизнь Катарины омрачается итальянскими законами того времени, которые запрещают разводы.

Кстати, в оригинальном тексте жену брата Кристиано зовут Кьяра. Ее играет Валерия Клетнева. Дуэт Святослава и Виктории – это далеко не студенческий театр, а намного больше. Осмелимся предположить, что имена этих талантливых ребят еще прогремят не только на саратовских театральных подмостках.  

Будет не справедливо не упомянуть игру других выпускников Беляковой. Это брутальный и заметно повзрослевший за годы учебы Пьетро Никиты Чернова. Убедительна до мелочей синьора и мать большого итальянского семейства Елена Трокина. На протяжении пьесы эта женщина в основном молчит и трудится по дому. И только в финале синьора выдает совсем не комедийный монолог, из которого становится ясно, что и она далеко не так проста и давно сделала свой выбор. Это подтверждает и ее отказ отдать Кристиано ключ от клетки. Страшно, когда близкие люди вдруг оказываются чужими. Хотя все они по-своему довольно неплохие люди. Главный герой не находит понимания и со своей сестрой легкомысленной Эллой, ее играет  Елена Смирнова. Комические ноты в постановку вносит жених Эллы кроликовод Серджио в исполнении Павла Лазарева. Отлично вписываются в свои образы местные парни в исполнении Руслана Арифуллина и Ильи Кузьмина.

Изюминка «Клетки» - это блестящая музыка Евгения Мякотина, хореография Руслана Арифуллина, и конечно, живой вокал Ирины Никитиной. Добавьте к этому качественное художественное оформление Ольги Колесниковой и получите еще одну приятную постановку для просмотра именно в стенах прекрасного исторического здания ТЮЗа. Остается добавить, что спектакль из-за присутствия откровенных сцен рекомендован для зрителей старше 16 лет. В репертуаре театра постановка беляковцев будет идти до июня этого года, вплоть до выпуска студентов. 

 

 

You have no rights to post comments